СЕНАТОР. ЖИЗНЬ – РОДИНЕ ЧЕСТЬ – НИКОМУ | Международный творческий Конкурс «Вечная Память», посвящённый юбилею Победы, свою задачу выполнил
журнал СЕНАТОР
журнал СЕНАТОР

«ЖИЗНЬ – РОДИНЕ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!»
(размышления писателя)
Pobeda-60 - Победа-60

 

Владимир ИЛЛЯШЕВИЧ,
член международного Совета и Жюри МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!»,

Председатель Русской писательской организации Эстонии,
Секретарь правления Союза писателей России.

Владимир ИЛЛЯШЕВИЧМеждународный творческий (литературно-художественный и публицистический) конкурс, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, свою главную задачу выполнил. Конкурс соответствует заявленным стандартам: международный – участие публицистов, литераторов из разных стран; творческий – представлены оригинальные авторские произведения в широком спектре жанров, как публицистических (очерки, статьи, эссе) так и в литературно-художественных (малые формы – рассказы, новеллы; повести; поэзия); демократичность – участие всех желающих и тематическая широта (четыре номинации – «Как это было», «На безымянной высоте», «Ветеран», «Свободная тема»); целевая группа – молодежь, в конкурсе приняло участие достаточно большая часть молодых авторов; социальный характер – участие авторов, представляющих самые различные слои общества и возрастные группы.

 

РЕФЛЕКСИЯ КОНКУРСА

Колоссальная историческая катастрофа – распад СССР (безотносительно к оценкам социально-экономического уклада, политической системы и идеологии) – привел к продолжительному периоду спада в развитии и к упадку во всех сферах жизнедеятельности общества, а также к кардинальному изменению целой исторической парадигмы международной жизни. Скептики (в том числе в научно-академической среде) продолжают высказывать мнение, что «тотально разрушена сама система ценностных координат». В определенной мере основания для таких утверждений имеются. Однако носят ли эти признаки системный характер, чтобы делать выводы о безвозвратности утери прежней, традиционной системы ценности?

Жизнь показывает, что о таком итоге говорить все же не приходится. Конфликты поколений сопутствуют всему ходу развития человечества, но, до тех пор, пока эти конфликты преодолимы, мы можем быть уверены в сохранении главной характеристики процесса – в сохранении преемственности между поколениями. Даже при самом остром конфликте отношений между «отцами и детьми». Именно в этом, к счастью, никакой катастрофы не произошло. Таков на сегодняшний день генеральный вывод о состоянии дел на огромном и уникальном историко-культурном пространстве, которая известна под различными названиями – Российская Империя, СССР, евразийский мировой ареал и т.д. Любая социальная структура или явление отражает актуальную ситуацию в обществе. В той или иной мере широты охвата, глубины или универсальности. Как в капле воды или в море. Проблема осмысления гигантского исторического события – Великой Отечественной войны, не потеряла своей актуальности. Тем более она обретает важность, когда народы, объединенные общей историей, территорией, накопленным бесценным опытом межнационального, межрелигиозного и культурно-языкового общения, испытывают на себе невиданный доселе стресс, давление, дискомфорт исторического масштаба. Беда сплачивает людей. Распад страны опьянил многих, опьянил, как дурманит сладкими грезами начинающего наркомана, решившего испробовать героин. Что происходит дальше, мы знаем… Скоро, очень скоро без продолжения этого саморазрушения жить почти не возможно. Конец совсем близок. Ради укола он готов на все – украсть у беспомощного старика кошелек с мелочью, убить человека, чтобы снять с руки копеечные часы… Нравственные измерения перестают существовать. Разрушение системы традиционных ценностей свершилось и остается одно – смерть. Всё, ветка на дереве засохла, ветер обломал ее и бросил на землю догнивать, чтобы следа не осталось. Дерево будет продолжать расти, плодоносить, давать жизнь новым деревьям – жить в этом своем продолжении…

Метафора такая не случайна. МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ» – это одна из рефлексий живых веток дерева. Конкурс продемонстрировал, что нет серьезной, непреодолимой преграды в сохранении преемственности поколений и в сохранении традиционной системы ценностей. Рождаются и гибнут государства и даже народы, но основой человеческого бытия остается семья, живое соприкосновение родных, близких людей, соединение жизненной мудрости, памяти и молодой жизнерадостности. Соединение этих величин напитывает живыми соками энергию духа. Не от плоти, не от денег и технического прогресса к духу, а от духа к полноценному бытию. Таково движение, дающее радость и ощущение будущего.

Трогательны рассказы молодых авторов, повествования этих детей, внуков и правнуков о героических деяниях своих пращуров. Не сухим языком цифр и академических выкладок, а живым слогом о судьбе человека, именно шолоховским мироощущением отмечены работы многих конкурсантов. Толстой создал в XIX веке невероятное по глубине и масштабам эпическое полотно о жизни народа в трагические дни Отечественной войны 1812 года – «Война и мир». XX век отмечен не менее талантливой эпической картиной и нравственным уроком «ТИХОГО ДОНА» М.А.Шолохова. Но ведь и его «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» гениальна.

Почему именно это произведение Шолохова так ярко вспоминалось во время чтения конкурсных работ МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!»? – этот вопрос сам по себе уже может служить ответом в разговоре о главном итоге конкурса.

Правда жизни и непримиримое отношение к попранию справедливости присуща большей части представленных работ. Даже в трагичном рассказе «Роковая ыстреча» А.Качалова. Застрелился старый ветеран, оскорбленный подлым временем или царствованием подлых временщиков. Застрелился из пистолета плененного им в боях великой войны вражеского офицера, с которым произошла неожиданная встреча уже в наши дни. Ветеран, униженный испохабленной жизнью и испохабленной Великим хамом Родины, и его прошлый враг, сытый и довольный собой, благоденствующий, но более совестливый, нежели Великий хам, воцарившийся в стране-победительнице 60 лет спустя войны. Не выдержал он унижения, он, гордый простой русский человек, для которого жизнь – Родине, честь – никому. Мертвые сраму не имут, стыд оставлен нам. И справедливо оставлен. Чтобы равнодушие к человеку и равнодушие к своей стране были равнозначными явлениями.

Не менее героична, чем подвиг всего народа (историческая статья-эссе «СКЛЕРОЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ» Александра Огнёва привлекала своим пафосом честности, обращенным к публицистам и историкам, ко всем изучающим историю войны на школьной скамье или в кабинетной тиши), жизнь в военное лихолетье одной из хранительниц Новгородского музейного храма, рассказанная внучкой в очерке «ВОЗВРАЩЕНИЕ» (Варвара Тишина): «О, великие Троя и Карфаген, так и не восставшие из пепла! Исчезнувшие цивилизации, растоптанные иноземцами! Миры, погрузившиеся в вечный сумрак истории! О, как вы вдохновляете поэтов и искателей древности! Унеся с собой тайны своего рассвета, вы через века пронесли в себе страшную истину, что давно познали полководцы, мечтающие о владычестве над миром и, каждый свой великий поход, жгущие на пути своих победоносных армий города и государства, не щадя никого и ничего, истребляя все что священно, все что прекрасно. И земля под их ногами оставалась пустынной и бесплодной, чтоб не могла взрастить на месте этом прежний сад, а другое семя, посеянное войной, прорастало на мертвой земле, и была эта поросль чужой и как сорняк расползалась по той земле… Так погибали империи! Так могла погибнуть и Россия! Так мог погибнуть Великий Новгород… – так начинается очерк. И завершается словами об уроке, преподанном бабушкиной жизнью-поступком: «Я боюсь слова «война»! Но помню заповедь бабушки о хлебе. Может быть, я слишком впечатлительна, но порой мне кажется, что я вижу на белоснежной и безжизненной земле, простирающейся до горизонта, под нависшими свинцовыми тучами, молодую девушку. Она плачет, еле держась на ногах: плачет о не сбывшихся надеждах и об ушедших друзьях; плачет, прижимая отмороженными пальцами корочки хлеба к щекам; плачет, устав от страшного духа войны и едкого запаха смерти; плачет, обретя надежду на жизнь!.. Я боюсь слова «война»…

В наше время информационно-технологического бума в общественном мнении широко бытует точка зрения, что ряд традиционных ипостасей искусства и творчества, в первую очередь литература, не имеет будущего. Ее место прочно, якобы, заняло телевидение и такие телекоммуникационные системы, как Интернет. Но вот ведь парадокс – телевидение превратилось из очень действенного информационного канала в инструмент манипуляций общественным мнением и в сферу «шоу-бизнеса», а Интернет удивительным образом никак не в состоянии заменить книгу, журнал. Интернет – не сфера искусства, а среда телекоммуникации, сообщения информации и обмена информацией. Но что информация без нравственного мерила? Книга обладает совершенно непонятной энергетикой сама по себе. Будто-то слово, написанное на бумаге, обретает свою, отдельную от автора жизнь и, как родившийся ребенок, совсем непродолжительное время, лишь поначалу зависит от того, кто его произнес, но очень скоро эта зависимость исчезает и писатель оказывается таким же сторонним наблюдателем своего собственного творения, как и все читатели.

Экран компьютера – словно невидимый энергетический барьер между читателем и написанным. Информации – огромное количество, самой разной и на любой вкус. Но что-то неведомое присутствует в энергетике нравственных измерений. Почему именно электронное устройство, виртуальность мира Интернета не позволяет механически, телесно, буквально кончиками пальцев соприкоснуться с материальным носителем и тем самым, совершенно непонятным образом тушит вибрацию некой тончайшей струны в душе человека, которая заставляет его вдруг остановиться, прислушаться и ощутить какую-то огромную работу внутри себя. Что это за струна и что за работа, быть может, и осмыслить-то невозможно, но от этого внутреннего звучания приходит невыразимое чувство благодати, тихой и страстной. Не случайно мудрые говорят, что акт творения – религиозный акт, несущий свой сакральный смысл.

Литература – не только искусство слова, она – искусство постижения высоких нравственных смыслов. Почти все конкурсные работы, которые были мне поручены прочитать, несут в себе печать эволюции высоких, а не «революции низких смыслов» (московский критик Капитолина Кокшенова). А человек, живущий в мире книг, необязательно литератор, но и читатель, он, как правило, живет в богатом духовностью мире и тем самым гармонизируется. Любовь к литературе, в известном смысле, «это даже не вопрос культуры… это вопрос личности», как ёмко выразился московский критик Владимир Бондаренко. Вся проблема в том, что, в особенности для литератора, художественное слово – это, прежде всего, вопрос самоопределения, самостоянья, вопрос координат времени и ценностей. Писатель или поэт тогда становиться творцом, когда он способен определить для себя и общества главную тему (проблему) времени и (само) определиться с личной и гражданской иерархией ценностей, которые он считает для себя императивными и, безусловно, обязательными. Пушкинские слова-завещание «…что чувства добрые я лирой пробуждал» немыслимы без секрета его же, пушкинского, литературного гения, для обнаружения которого истрачены горы бумаги и чернил (компьютерных килобайтов). Секрет же его гениальности, равно как и неизбывной любви к русскому гению на протяжении столетий вовсе обнаруживать-то и не надо. Достаточно просто привести полную строчку: «И долго буду тем, любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».

Итак, МТК «Вечная память!» обратился, в сущности, именно к народу с призывом отметить 60-летие Победы литературным и публицистическим словом. В первую очередь, словом от нового поколения. И, в определенной мере, именно от народа и пришел ответ. Тот ответ, который обрадовал. Именно поэтому конкурс просто обречен стать литературным явлением.

Произведения, представленные в номинацию «Как это было», должны были, на мой взгляд, содержать ответ на вопрос-утверждение «как это и должно быть». Именно в этом особо хотелось бы отметить такие работы как «ГАЛЯ МОЛОДАЯ» Юрия Лопатина, «БИЛЕТ В ПРОШЛОЕ» Сергея Васильева, «ИНТЕРМЕДИЯ» Сосо Мчедлишвили, «ПРОЩАЙТЕ, МАЛЬЧИКИ!» Игоря Коляка.

Украинка Галя Палий («ГАЛЯ МОЛОДАЯ») – мужественная разведчица, «чужой среди своих, свой среди чужих»… Мальчишки самых разных национальностей в детском доме, объявившие нацистским захватчикам свою, совсем не детскую войну духа против насилия, войну ценою в собственные коротенькие жизни, пожертвовавшие собой (борьбой духа, а не танками и пушками выигрываются войны! – в этом удача автора «Прощайте, мальчики!»)… Пронзительная «Интермедия» о музыканте, сохранившем Божеское начало в духе своем, невзирая на несправедливости в собственной изломанной жизни и самую чудовищную несправедливость вселенского масштаба – войну, навевают строки поэта: «Если так на Руси перед Богом поют, /значит, с нами ничего не случиться…».

«Счастья вам, родные мои! Я мысленно с вами и очень вас люблю!» – обращается герой из «БИЛЕТ В ПРОШЛОЕ» к близким своим, будто передавая эстафету от прошлых поколений грядущим и так будет всегда. «С Новым Веком Россия!» – завершает автор рассказ о военном прошлом родителей, о котором он узнал, только будучи взрослым и то, далеко не все, но, ощущая великое время и бремя, которое несли они на своих плечах, чтобы он мог сказать детям своим «я очень люблю вас!». Все это – о связи поколений.

Как же это было, когда украинка, русский немецкий мальчик и детишки разного национального корня, грузин и русские – все оказались в одном строю и с одной неизбывной любовью к Отечеству. То неправедное, что происходит сейчас между нашими народами, а вернее, навязываемая некоторыми правителями, – неправда безвременья. Правде же – время и память. Авторы говорят Словом любви, словом Христа. И говорят проникновенно, не умом, а сердцем. Народ всегда говорит сердцем. Родина для них вряд ли ассоциируется с докладами и прокламациями.

Рубцовское ощущение «самой смертной связи» с Родиной – в рассказе о старике-крестьянине и его лошади («ЗОРА», Василий УДАЛЕЦ), которая и привезла уже мертвого, отвоевавшего с захватчиками «свое всё» старика домой, а стало быть на родной погост. Родная земля приняла его и вечный человечий спутник, трудяга-конь, доброе и честное существо принесло сына земли к месту вечного покоя у родного очага: «Через несколько часов они были дома. Матрена осторожно положила тело мужа на землю, потом сняла с огромной лавки, стоящей вдоль стены дома, ведра с водой, и вместе с внучкой поместила тело мужа на лавку. Деревня спала, лишь изредка, в районе моста, раздавались одиночные выстрелы. Пламя в той стороне погасло. Огромная луна выползла на небо, и с каким-то старанием освещала двор и сад. На листьях деревьев сверкали капли росы, а потом пошел дождь с чистого неба. Казалось, что сама природа оплакивала смерть отважного героя».

Христофор Николаевич и грузинский парень, оказавшиеся в плену в концлагере в Польше и заброшенные судьбой в Италию, где многие наши соотечественники, воевали в рядах партизан («СИЯНИЕ СНЕЖНОГО ДНЯ», Михо Мосулишвили, перевод с грузинского Майи Мерабишвили) – почти легендарная история, аналог многим судьбам, написанная грузинским автором, быть может, с излишней поверхностностью и торопливостью. Но ведь материала этого хватило бы целый роман, столь насыщена и драматична судьба героев. Важно другое – с нами воевала не Германия, а почти вся Европа. Но была и другая Европа, Европа сопротивления. Сам термин «резистанс», кстати, появился во Франции и предложил его прибалт Борис Владимирович Вильде, русский литератор, живший в Эстонии, который погиб в той же Франции в 1942 году в застенках гестапо. Вот и приходится считаться с тем, что европейский «резистанс» – это часть советского фронта. И немало бойцов на нем – те же люди из нашего пространства.

Фронтовая река, которую переплывали двое, девушка и солдат, в определенном смысле – река жизни. Жизнь на войне – часть жизни вообще и сохранять собственное достоинство следует всегда. Любите друг друга… – главный завет и ценность человеческого достоинства («ХОЛОДНЫ ВЕСНОЮ РЕКИ», Владимир Гордон), и автору удалось это выразить.

Отрадно, что в конкурсе приняли участие авторы, пишущие для детей. В связи с этим обратила на себя внимание сказка в стихах Ирины Дружаевой «МАША И МЕДВЕДЬ». Девочка когда-то спасла дикого медведя и во время войны, она, повторяя подвиг Ивана Сусанина, сама чуть не стала жертвой врагов. Но, помог… медведь, который, в свою очередь, спас Машу, но при этом погиб… Бесхитростное, аллегоричное, хорошо рифмованное повествование трогает и эмоционально запоминается. Любовь к Отечеству (родные леса и дерева… – дома и стены помогают, берегут) нужно прививать сызмальства…

Часто ходит в рамень
К Мишке на поклон.
И кладёт на камень
Тёплую ладонь…
Кланяется Маше
За заботу лес
Под высокой крышей
Голубых небес.
Мирно в небе светится
Тёмною порой
Звёздная медведица
С маленькой сестрой…

Одна из главных проблем современного литературного процесса – проблема поиска героя нашего времени. Быть может, не ошибемся, если скажем, что героем нашего времени стал «человек ответственный». Вряд ли наши отцы и деды, в большинстве своем, шли в бой именно с криком «За Родину!». Может, в удалом «Ура!» было все, и Родина в большом ее значении, и береза на родном дворе или сельском погосте с храмом, и лики близких, как на иконах, и товарищ по окопной жизни, и первая школьная любовь, и ненависть к тем, кто порушил покой и вековое стремление к простому человеческому счастью… Ответственность за собственную судьбу не разделить от ответственности за все, что нас окружает, собственное человеческое достоинство не отделить, оказывается, от достоинства Отечества. Гордость за Родину кое-кто называет ностальгией по имперскости. Ну, что ж, такова судьба нашего огромного пространства, что не быть ей без сильной державности. Страна – это мы, как Церковь, прежде всего, не административная структура, а она – церковный народ, тело Христово. Родина – тело народное.

Если просмотреть все работы, представленные на конкурс, то придется изрядно потрудиться, чтобы обнаружить хоть одну работу, в которой главным героем не был Человек Ответственный. Жизнь сама приводит нас к этому, отвергая, заставляя отрыгнуть самолюбование гнойниками, самоистязание и смердяковски мазохистскую ненависть к России, равно как и мысли смердяковские о том, чтобы пригласить править Россией какого-нибудь иностранца. Наверное, поиск образов людей долга среди нас, и утверждение этих образов в сознании народа – актуальнейшая задача современной русской литературы. Такова еще одна грань, пожалуй, с литературной точки зрения, выявившаяся, благодаря конкурсу «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!».

 

«СЛЕЗА У ЧИТАТЕЛЯ ПО СЕРДЦУ СКАТИТСЯ»

«ВОЗВРАЩЕНИЕ», автор – Варвара ТИШИНА.

Это очерк о музейном работнике Тамаре Константиновой, которая в 24 года встретила войну с глубоким беспокойством о сохранении национального достоянии страны. В очерке дан на примере Великого Новгорода яркий образ тому, что было уготовано нацистами для великого культурного наследия русского народа, которое, по замыслу ненавистников, должно было просто исчезнуть навечно из людской памяти. Хрупкая девушка жила мыслью о спасении огромного духовного богатства, созданного на протяжении веков. На ее судьбе автор сумела убедительно показать, что ни Константинова, ни ее соратники, друзья ни на секунду не усомнились в том, что враг будет побежден, их изначально беспокоил главный вопрос – сделать все возможно, чтобы не пострадало вековое наследие культуры. Разбить недруга можно, но возможно ли будущее для народа, лишенного святынь духовности…

Такую веру в Победу можно назвать мистической. Народ с такой верой непобедим и побежден не был. Константинова и ее соратники, тысячи ей подобных поборников духа были с первых дней огромной человеческой бойни обращены в будущее, на века вперед. Искреннее сопереживание по-настоящему героической судьбе родного человека, судьбе, которая посвящена спасению бесценных творений удалось выразить автору в полной мере. У автора есть глубокое понимание сути истины жизни – творения во благо не свое или не только и не в первую очередь свое. Трудное время не привело к черствости людей, и даже суровый капитан, готовый положить на пути врага любые препятствия пусть даже из «дорогих камней» понял, что суровость времен не может быть причиной отрешения от сохранения духовных ценностей. Нацисты понимали, что сотни миллионов не расстрелять, да и зачем коли можно их сделать рабами. Как? Лишив их исторической, цивилизационной памяти.

В наши дни эта проблема стала, пожалуй, приоритетной. Назревает конфликт даже не между Севером и Югом, совсем не между исламским и христианским миром, а между миром, лишеным нравственных императивов (по Достоевскому, все позволено, коли Бога нет) с одной стороны. И, другой стороны – миром, отстаивающим традиционные цивилизаионные ценности, в котором есть место и христианству, и исламу, и прочим моделям с человеческим лицом… (Хорошо бы прочитать этот очерк и получить нравственный урок одному высокому чиновнику – М.Е.Швыдкому).

 

«СКЛЕРОЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ», автор – Александр ОГНЁВ.

Редко встречаются статьи с элементами академичности стиля изложения, но с большой внутренней, тихой страстью публициста. Совершенно ясна позиция автора, его предельная откровенность и честность, стремление сказать наперекор, увы, общепринятым, нормам «толерантности», «объективности», «прагматизма», «сдержанности» и прочему, что следует непременно брать в кавычки, так как все вроде правильные слова – всего лишь ширма, дымовая завеса. Огромное количество американских школьников на полном серьезе считают, что нацистскую Германию и, что скрывать, Европу победили США, а СССР был …союзником Германии. Вот вам и свобода слова и правды. Еще более удручает, просто ошеломляет то, что даже в России есть молодые люди, которые по своим знаниям не превосходят американских сверстников. Таков результат «свободы слова» и «итог демократии» в российских средствах массовой информации. Промывка мозгов продолжается. Достоинство работы автора в четкой и ясной позиции, в методологически и стилистически внятном и убедительном изложении главных характеристик минувшей войны, ее последствий для всего мира и влияния на судьбы человечества Победы достигнутой прежде всего кровью русского и других народов нашего цивилизационного пространства. Войны-то почти все приходили с Запада. А человеконенавистнические идеологии, людоедские модели откуда? Оттуда же.

Статья А.Огнёва была бы очень действенным подсобным материалом для школ, гимназий и интересным чтением для массового читателя. В его работе присутствует системный подход и это главное достоинство. Из немногих произведений этого жанра – работа А.Огнева наиболее злободневна и приемлема.

 

«ГАЛЯ МОЛОДАЯ», автор – Юрий ЛОПАТИН.

Галя осталась молодой навсегда. Со всей своей бескомпромиссностью и лютостью борьбы молодой девушки-максималиста. Именно благодаря таким героям, как эта красивая украинская девушка, избравшая путь «своего среди чужих, чужого среди своих», а, в действительности, путь жертвенности без особой надежды на славу, пусть даже посмертную. Для этого нужно быть очень мужественной и беззаветно преданной Отечеству личностью.

Сколько было таких судеб... Сколько было таких героев, о которых до сих пор ничего неизвестно, кроме как скудных сведений да пересудов по поводу их якобы службы врагу, а на деле, выполнявших рискованную задачу борьбы с недругом изнутри. Иные погибали просто нелепо, случайно и никто никогда не узнает, что были они вовсе не предателями, а честными патриотами, выполнявшими свой долг. Конечно, есть в рассказе слабые места, особенно в прописи образов врага. Но эти образы второстепенны и вряд важны при определении общей ценности произведения.

Мы живем в сложное время. Братский украинский народ очень пострадал от военного лихолетия и испытал на себе «прелести» нацистской оккупации. Украинцы внесли огромный вклад в дело разгрома гитлеровской Германии. Тем более напомнить об этом людям нужно, обязательно нужно, чтобы ныне выставляемые на публику кривые зеркала принимались именно как кривые.

Красивого человека выписал автор. Украинцы красивый народ и никакие кривые отражения красоты этой исказить не смогут.

 

«БИЛЕТ В ПРОШЛОЕ», автор – Сергей ВАСИЛЬЕВ.

Рассказ посвящен родителям, прошедшим бок о бок войну. Сыну они поведали о своем прошлом немногое. Встреча Нового года и тысячелетия в самолете навеяла герою мысли о прошлой войне, об отце с матерью. Без них не было ни самого героя, ни будущего.

Билет в прошлое? В равной мере – билет в будущее. Автору удалось справиться с трудной задачей – соединить в небольшом произведении пафос героического прошлого старшего поколения и чувство благодарности им за подаренное настоящее и будущее со стороны наших сверстников, живущих своей мирной жизнью, которой неведомы многомиллионное человеческое горе, наступившее в один день 22 июня 1941 года и продолжавшееся еще четыре года, а затем болящими ранами напоминавшее о себе людям, пережившим войну, весь остаток отведенного им времени. Билет в новое тысячелетие был обретен 60 лет назад страшной ценой, но будущее того стоило хотя бы потому, что на смене века герой мог произнести близким своим, впрочем, всем современникам своим: я вас очень люблю! Любовь к людям начинается с любви к матери. Родина на Руси зовется Матерью. Отрадно, что авторское признание в этом светлом чувстве сопряжено в рассказе с добрым пожеланием-приветствием: «С Новым веком, Россия!». И нет здесь излишней патетичности. Есть ощущение света в душе и доброты.

 

«МАША И МЕДВЕДЬ», автор – Ирина ДРУЖАЕВА.

Легко читается эта (документальная) былина, написанная в стиле стихотворного народного творчества. Былина от слова «быль» и поэтому сама по себе она документальна. Доходчиво и немудрено, как правдивая и наивная песня, которую можно петь тихим бабушкиным голосом у колыбели ребенка.

Простодушие в наш век, увы, не в цене. Оно вызывает даже у кого-то чувство превосходства по отношению к носителю этого свойства. Дон Кихот был тоже смешон? Сервантес и писал свое творение как пародию на французские рыцарские романы, а создал великое произведение. Сервантес перенес огромные испытания и страдания. И высмеять наивную чистоту помыслов, простодушие, незатейливость правды любви так и не смог. Не получилось это у него. Напротив, создал совсем иное. Дон Кихот – детская душа. Ребенок – самый «трудный» читатель и слушатель-зритель, его почти невозможно обмануть ложностью, подлогом. Героиня былины повторяет подвиг Ивана Сусанина. Родной для Руси обитатель лесов платит благодарностью за некогда оказанную помощь и эта плата ценою в жизнь. Если на Западе говорят о нас (не только собственно о русских!) – «русский медведь», то и Слава Богу! Медведь – русское национальное (тотемное) существо. Маша… Мария – не так ли зовут Богородицу. Имя Маша и слово «медведь» должны вызвать у ребенка положительные отклики. И пусть вызывают всегда.

 

«ЗОРА», автор – Василий УДАЛЕЦ.

Человек и лошадь – два труждущих существа, два понятия, которые, соединенные вместе, ассоциируются с трудом на земле, на почве. Увы, человек, оторванный от почвы, стал явлением повсеместным. Беда нашего времени. Но лошадь… Лошадь до сих пор, несмотря на урбанизацию и технический прогресс с трудом мыслится вне своей природной, естественной среды – поля, земли, почвы. Испокон века это доброе, верное, безответное существо было спутником человека. Лошадь, конь – самая неизбывная, самая естественная связь человека с землей. Как не скрепиться намертво с землей, как не назвать ее родной до смерти, коли вырастил на ней колос хлеба. Лишить крестьянина, соль земли, лошади – это значит, почти лишить его хлеба, источника жизни. Да как мог иначе поступить герой рассказа «ЗОРА», нежели не смириться с лишением его лошади, олицетворявшую и судьбу, и Родину – родную Землю, и все, что взрастила Она? Скупая на выраженность в чувствах, но смертная связь человека и лошади стала лейтмотивом куда более глубинных переживаний героя и с неизбежностью привела к главному – он не смирился с тем, что его лишают родной земли, а значит самого смысла существования. Человек-то может прожить без лошади, но выживет ли лошадь без человека?

Земля без человека – просто поверхность, гумус или песок, скалы или леса. Земля с человеком, выращивающим на ней хлеб, это – Родина. Богом освященной вековечной дружбой двух трудяг – человека и животного – пронизан рассказ. «Полцарства за коня!», «Эх, вынеси, родная!» – как часто встречаются эти мольбы в былинных сказках, народном творчестве… Лошадь вынесла героя, уже мертвого к родному очагу, к родному погосту…

 

«СИЯНИЕ СНЕЖНОГО ДНЯ», автор – Михо МОСУЛИШВИЛИ.

«Резистанс» – движение Сопротивления – широко известное понятие, связанное с борьбой против нацистской оккупации. Автором понятия-термина был русский литератор из Эстонии Борис Владимирович Вильде, переселившийся во Францию в 30-х годах и погибший там, в 1942 году в застенках гестапо…

Не мало написано о массовом участии русских эмигрантов и бежавших из плена наших людей. В Польше ли, в Италии ли, но мысли двух героев (их именно два) были связаны с Отечеством. Из воспоминаний людей, судьба которых подверглась страшным испытаниям (плен, груз подозрений в предательстве, трусости), рождаются литературные произведения тогда, когда описываются не только страдания и поступки людей, но когда эти поступки и помыслы наполнены высоких нравственных смыслов, помыслу о сохранении человеческого достоинства в самых экстремальных ситуациях. И если мысль, помысел о достоинстве содержит в себе стремление сохранить достоинства Отечества, ее спасения и благополучия, то в лице носителей этих помыслов мы имеем дело с Личностью.

«Патриотизм есть последнее прибежище негодяев» – эту мысль английского патриота XVIII века, ученого и литератора Джонатана Смитта часто искажают самым подлым образом, дескать, патриотом может быть только негодяй (предатель). В действительности, смысл выражения изначально противоположный. Даже для негодяя еще не все потеряно, если он сохранил святое чувство любви к Отечеству. Герои повести – совсем не негодяи и предатели, напротив, это люди, сохранившие человеческое достоинство – свойство, не имеющее национальности. Если есть такие авторы в Грузии и их, уверен, множество, то Грузии никогда не пропасть. Не трибунная дружба народов, а дружба в беде и в совместной борьбе не нуждается в живописаниях. О ней просто нужно помнить, не стирая в памяти дорогих страниц.

Полякам и итальянцам было бы интересно прочитать работу грузинского автора.

 

«ХОЛОДНЫ ВЕСНОЮ РЕКИ», автор – Владимир ГОРДОН.

Реки-то холодны, да только весна – пора пробуждений, предтеча возрождения, любви, соединений судеб, сретений. Это слово – сретение – означает встречу, вдруг (или не вдруг) кардинально изменяющую мир для человека и самого человека (мир отражается в нем). Река – рубеж, преграда, но в то же время аллегория течения жизни. Очень удачное название придумал автор для своего рассказа. В нем отражается судьба лихолетнего времени и людей, живших в нем, отражается соединение судеб и кто скажет, что это не имеет этот самый кардинальный характер для каждого из нас. Мне совсем не хочется пересказывать сюжет и отсылать к обстоятельствам его развития, прописке характеров героев. Главное – автор смог дать объемное звучание вечной теме любви, которая приходит и меняет судьбы даже в самые, казалось бы, неподходящие моменты. Сретение в такой ситуации, когда «холодной весною реки», такие встречи – навсегда. И связь, образующаяся во время этих сретений, пожалуй, нерушима. Герои произведения жизнь отдадут друг за друга – и такими были все герои Великой Отечественной войны. Сомнений нет. Вот этим и обратил на себя внимание рассказ Владимира Гордона (это один из ветеранов войны из Одессы – редакция).

SENATOR - СЕНАТОР