fbpx

СЛЕЗА У ЧИТАТЕЛЯ ПО СЕРДЦУ СКАТИТСЯ

Вступление

член международного Совета и Жюри МТК «Вечная Память»,
секретарь Правления Союза писателей России.

Международный творческий (литературно-художественный и публицистический) конкурс, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, свою главную задачу выполнил. Конкурс соответствует заявленным стандартам: международный — участие публицистов, литераторов из разных стран; творческий — представлены оригинальные авторские произведения в широком спектре жанров, как публицистических (очерки, статьи, эссе) так и в литературно-художественных (малые формы — рассказы, новеллы; повести; поэзия); демократичность — участие всех желающих и тематическая широта (четыре номинации — «Как это было», «На безымянной высоте», «Ветеран», «Свободная тема»); целевая группа — молодежь, в конкурсе приняло участие достаточно большая часть молодых авторов; социальный характер — участие авторов, представляющих самые различные слои общества и возрастные группы.

Текст статьи

Владимир ИлляшевичОдна из главных проблем современного литературного процесса — проблема поиска героя нашего времени. Быть может, не ошибемся, если скажем, что героем нашего времени стал «человек ответственный». Вряд ли наши отцы и деды, в большинстве своем, шли в бой именно с криком «За Родину!». Может, в удалом «Ура!» было все, и Родина в большом ее значении, и береза на родном дворе или сельском погосте с храмом, и лики близких, как на иконах, и товарищ по окопной жизни, и первая школьная любовь, и ненависть к тем, кто порушил покой и вековое стремление к простому человеческому счастью… Ответственность за собственную судьбу не разделить от ответственности за все, что нас окружает, собственное человеческое достоинство не отделить, оказывается, от достоинства Отечества. Гордость за Родину кое-кто называет ностальгией по имперскости. Ну, что ж, такова судьба нашего огромного пространства, что не быть ей без сильной державности. Страна — это мы, как Церковь, прежде всего, не административная структура, а она — церковный народ, тело Христово. Родина — тело народное.

Если просмотреть все работы, представленные на конкурс, то придется изрядно потрудиться, чтобы обнаружить хоть одну работу, в которой главным героем не был Человек Ответственный. Жизнь сама приводит нас к этому, отвергая, заставляя отрыгнуть самолюбование гнойниками, самоистязание и смердяковски мазохистскую ненависть к России, равно как и мысли смердяковские о том, чтобы пригласить править Россией какого-нибудь иностранца. Наверное, поиск образов людей долга среди нас, и утверждение этих образов в сознании народа — актуальнейшая задача современной русской литературы. Такова еще одна грань, пожалуй, с литературной точки зрения, выявившаяся, благодаря конкурсу «Вечная Память».
 

 

ВАРВАРА ТИШИНА. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Студентка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат международных музыкальных конкурсов (скрипка, сольное исполнение, сопрано), а ныне — звезда сцены оперных театров и концертных залов стран Европы и России.Это очерк о музейном работнике Тамаре Константиновой, которая в 24 года встретила войну с глубоким беспокойством о сохранении национального достоянии страны. В очерке дан на примере Великого Новгорода яркий образ тому, что было уготовано нацистами для великого культурного наследия русского народа, которое, по замыслу ненавистников, должно было просто исчезнуть навечно из людской памяти. Хрупкая девушка жила мыслью о спасении огромного духовного богатства, созданного на протяжении веков. На ее судьбе автор сумела убедительно показать, что ни Константинова, ни ее соратники, друзья ни на секунду не усомнились в том, что враг будет побежден, их изначально беспокоил главный вопрос — сделать все возможно, чтобы не пострадало вековое наследие культуры. Разбить недруга можно, но возможно ли будущее для народа, лишенного святынь духовности…
Такую веру в Победу можно назвать мистической. Народ с такой верой непобедим и побежден не был. Константинова и ее соратники, тысячи ей подобных поборников духа были с первых дней огромной человеческой бойни обращены в будущее, на века вперед. Искреннее сопереживание по-настоящему героической судьбе родного человека, судьбе, которая посвящена спасению бесценных творений удалось выразить автору в полной мере. У автора есть глубокое понимание сути истины жизни — творения во благо не свое или не только и не в первую очередь свое. Трудное время не привело к черствости людей, и даже суровый капитан, готовый положить на пути врага любые препятствия пусть даже из «дорогих камней» понял, что суровость времен не может быть причиной отрешения от сохранения духовных ценностей. Нацисты понимали, что сотни миллионов не расстрелять, да и зачем коли можно их сделать рабами. Как? Лишив их исторической, цивилизационной памяти.
В наши дни эта проблема стала, пожалуй, приоритетной. Назревает конфликт даже не между Севером и Югом, совсем не между исламским и христианским миром, а между миром, лишеным нравственных императивов (по Достоевскому, все позволено, коли Бога нет) с одной стороны. И, другой стороны — миром, отстаивающим традиционные цивилизаионные ценности, в котором есть место и христианству, и исламу, и прочим моделям с человеческим лицом… (Хорошо бы прочитать этот очерк и получить нравственный урок одному высокому чиновнику — М.Е. Швыдкому).
 

 

АЛЕКСАНДР ОГНЕВ. СКЛЕРОЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Александр Огнев, участник Великой Отечественной войны.Редко встречаются статьи с элементами академичности стиля изложения, но с большой внутренней, тихой страстью публициста. Совершенно ясна позиция автора, его предельная откровенность и честность, стремление сказать наперекор, увы, общепринятым, нормам «толерантности», «объективности», «прагматизма», «сдержанности» и прочему, что следует непременно брать в кавычки, так как все вроде правильные слова — всего лишь ширма, дымовая завеса. Огромное количество американских школьников на полном серьезе считают, что нацистскую Германию и, что скрывать, Европу победили США, а СССР был …союзником Германии. Вот вам и свобода слова и правды. Еще более удручает, просто ошеломляет то, что даже в России есть молодые люди, которые по своим знаниям не превосходят американских сверстников. Таков результат «свободы слова» и «итог демократии» в российских средствах массовой информации. Промывка мозгов продолжается.
Достоинство работы автора в четкой и ясной позиции, в методологически и стилистически внятном и убедительном изложении главных характеристик минувшей войны, ее последствий для всего мира и влияния на судьбы человечества Победы достигнутой прежде всего кровью русского и других народов нашего цивилизационного пространства. Войны-то почти все приходили с Запада. А человеконенавистнические идеологии, людоедские модели откуда? Оттуда же.
Статья А.Огнёва была бы очень действенным подсобным материалом для школ, гимназий и интересным чтением для массового читателя. В его работе присутствует системный подход и это главное достоинство. Из немногих произведений этого жанра — работа А.Огнева наиболее злободневна и приемлема.
 

 

ВЛАДИМИР ГОРДОН. ХОЛОДНЫ ВЕСНОЮ РЕКИ

Владимир Гордон, участник Великой Отечественной войны, награждён орденом Великой Отечественной войны, орденом Красной Звезды и 17 медалями.. На снимке: наши танкисты маршируют по улицам Вены.Реки-то холодны, да только весна — пора пробуждений, предтеча возрождения, любви, соединений судеб, сретений. Это слово — сретение — означает встречу, вдруг (или не вдруг) кардинально изменяющую мир для человека и самого человека (мир отражается в нем). Река — рубеж, преграда, но в то же время аллегория течения жизни. Очень удачное название придумал автор для своего рассказа. В нем отражается судьба лихолетнего времени и людей, живших в нем, отражается соединение судеб и кто скажет, что это не имеет этот самый кардинальный характер для каждого из нас. Мне совсем не хочется пересказывать сюжет и отсылать к обстоятельствам его развития, прописке характеров героев. Главное — автор смог дать объемное звучание вечной теме любви, которая приходит и меняет судьбы даже в самые, казалось бы, неподходящие моменты. Сретение в такой ситуации, когда «холодной весною реки», такие встречи — навсегда. И связь, образующаяся во время этих сретений, пожалуй, нерушима. Герои произведения жизнь отдадут друг за друга — и такими были все герои Великой Отечественной войны. Сомнений нет. Вот этим и обратил на себя внимание рассказ Владимира Гордона (это один из ветеранов войны из Одессы — редакция).
 

 

ЮРИЙ ЛОПАТИН. ГАЛЯ МОЛОДАЯ

Юрий Лпатин. Заместитель главного редактора газеты ПриВО, полковник, член Союза журналистов России.Галя осталась молодой навсегда. Со всей своей бескомпромиссностью и лютостью борьбы молодой девушки-максималиста. Именно благодаря таким героям, как эта красивая украинская девушка, избравшая путь «своего среди чужих, чужого среди своих», а, в действительности, путь жертвенности без особой надежды на славу, пусть даже посмертную. Для этого нужно быть очень мужественной и беззаветно преданной Отечеству личностью.
Сколько было таких судеб... Сколько было таких героев, о которых до сих пор ничего неизвестно, кроме как скудных сведений да пересудов по поводу их якобы службы врагу, а на деле, выполнявших рискованную задачу борьбы с недругом изнутри. Иные погибали просто нелепо, случайно и никто никогда не узнает, что были они вовсе не предателями, а честными патриотами, выполнявшими свой долг. Конечно, есть в рассказе слабые места, особенно в прописи образов врага. Но эти образы второстепенны и вряд важны при определении общей ценности произведения.
Мы живем в сложное время. Братский украинский народ очень пострадал от военного лихолетия и испытал на себе «прелести» нацистской оккупации. Украинцы внесли огромный вклад в дело разгрома гитлеровской Германии. Тем более напомнить об этом людям нужно, обязательно нужно, чтобы ныне выставляемые на публику кривые зеркала принимались именно как кривые.
Красивого человека выписал автор. Украинцы красивый народ и никакие кривые отражения красоты этой исказить не смогут.
 

 

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ. БИЛЕТ В ПРОШЛОЕ

Сергей ВасильевРассказ посвящен родителям, прошедшим бок о бок войну. Сыну они поведали о своем прошлом немногое. Встреча Нового года и тысячелетия в самолете навеяла герою мысли о прошлой войне, об отце с матерью. Без них не было ни самого героя, ни будущего.
Билет в прошлое? В равной мере — билет в будущее. Автору удалось справиться с трудной задачей — соединить в небольшом произведении пафос героического прошлого старшего поколения и чувство благодарности им за подаренное настоящее и будущее со стороны наших сверстников, живущих своей мирной жизнью, которой неведомы многомиллионное человеческое горе, наступившее в один день 22 июня 1941 года и продолжавшееся еще четыре года, а затем болящими ранами напоминавшее о себе людям, пережившим войну, весь остаток отведенного им времени. Билет в новое тысячелетие был обретен 60 лет назад страшной ценой, но будущее того стоило хотя бы потому, что на смене века герой мог произнести близким своим, впрочем, всем современникам своим: я вас очень люблю! Любовь к людям начинается с любви к матери. Родина на Руси зовется Матерью. Отрадно, что авторское признание в этом светлом чувстве сопряжено в рассказе с добрым пожеланием-приветствием: «С Новым веком, Россия!». И нет здесь излишней патетичности. Есть ощущение света в душе и доброты.
 

 

ИРИНА ДРУЖАЕВА. МАША И МЕДВЕДЬ

Ирина ДружаеваЛегко читается эта (документальная) былина, написанная в стиле стихотворного народного творчества. Былина от слова «быль» и поэтому сама по себе она документальна. Доходчиво и немудрено, как правдивая и наивная песня, которую можно петь тихим бабушкиным голосом у колыбели ребенка.
Простодушие в наш век, увы, не в цене. Оно вызывает даже у кого-то чувство превосходства по отношению к носителю этого свойства. Дон Кихот был тоже смешон? Сервантес и писал свое творение как пародию на французские рыцарские романы, а создал великое произведение. Сервантес перенес огромные испытания и страдания. И высмеять наивную чистоту помыслов, простодушие, незатейливость правды любви так и не смог. Не получилось это у него. Напротив, создал совсем иное. Дон Кихот — детская душа.
Ребенок — самый «трудный» читатель и слушатель-зритель, его почти невозможно обмануть ложностью, подлогом. Героиня былины повторяет подвиг Ивана Сусанина. Родной для Руси обитатель лесов платит благодарностью за некогда оказанную помощь и эта плата ценою в жизнь. Если на Западе говорят о нас (не только собственно о русских!) — «русский медведь», то и Слава Богу! Медведь — русское национальное (тотемное) существо. Маша… Мария — не так ли зовут Богородицу. Имя Маша и слово «медведь» должны вызвать у ребенка положительные отклики. И пусть вызывают всегда.
 

 

ВАСИЛИЙ УДАЛЕЦ. ЗОРА

Человек и лошадь — два труждущих существа, два понятия, которые, соединенные вместе, ассоциируются с трудом на земле, на почве. Увы, человек, оторванный от почвы, стал явлением повсеместным. Беда нашего времени. Но лошадь… Лошадь до сих пор, несмотря на урбанизацию и технический прогресс с трудом мыслится вне своей природной, естественной среды — поля, земли, почвы. Испокон века это доброе, верное, безответное существо было спутником человека. Лошадь, конь — самая неизбывная, самая естественная связь человека с землей. Как не скрепиться намертво с землей, как не назвать ее родной до смерти, коли вырастил на ней колос хлеба. Лишить крестьянина, соль земли, лошади — это значит, почти лишить его хлеба, источника жизни. Да как мог иначе поступить герой рассказа «ЗОРА», нежели не смириться с лишением его лошади, олицетворявшую и судьбу, и Родину — родную Землю, и все, что взрастила Она? Скупая на выраженность в чувствах, но смертная связь человека и лошади стала лейтмотивом куда более глубинных переживаний героя и с неизбежностью привела к главному — он не смирился с тем, что его лишают родной земли, а значит самого смысла существования. Человек-то может прожить без лошади, но выживет ли лошадь без человека?
Земля без человека — просто поверхность, гумус или песок, скалы или леса. Земля с человеком, выращивающим на ней хлеб, это — Родина. Богом освященной вековечной дружбой двух трудяг — человека и животного — пронизан рассказ. «Полцарства за коня!», «Эх, вынеси, родная!» — как часто встречаются эти мольбы в былинных сказках, народном творчестве… Лошадь вынесла героя, уже мертвого к родному очагу, к родному погосту…
 

 

МИХО МОСУЛИШВИЛИ. СИЯНИЕ СНЕЖНОГО ДНЯ

«Резистанс» — движение Сопротивления — широко известное понятие, связанное с борьбой против нацистской оккупации. Автором понятия-термина был русский литератор из Эстонии Борис Владимирович Вильде, переселившийся во Францию в 30-х годах и погибший там, в 1942 году в застенках гестапо…
Не мало написано о массовом участии русских эмигрантов и бежавших из плена наших людей. В Польше ли, в Италии ли, но мысли двух героев (их именно два) были связаны с Отечеством. Из воспоминаний людей, судьба которых подверглась страшным испытаниям (плен, груз подозрений в предательстве, трусости), рождаются литературные произведения тогда, когда описываются не только страдания и поступки людей, но когда эти поступки и помыслы наполнены высоких нравственных смыслов, помыслу о сохранении человеческого достоинства в самых экстремальных ситуациях. И если мысль, помысел о достоинстве содержит в себе стремление сохранить достоинства Отечества, ее спасения и благополучия, то в лице носителей этих помыслов мы имеем дело с Личностью.
«Патриотизм есть последнее прибежище негодяев» — эту мысль английского патриота XVIII века, ученого и литератора Джонатана Смитта часто искажают самым подлым образом, дескать, патриотом может быть только негодяй (предатель). В действительности, смысл выражения изначально противоположный. Даже для негодяя еще не все потеряно, если он сохранил святое чувство любви к Отечеству. Герои повести — совсем не негодяи и предатели, напротив, это люди, сохранившие человеческое достоинство — свойство, не имеющее национальности. Если есть такие авторы в Грузии и их, уверен, множество, то Грузии никогда не пропасть. Не трибунная дружба народов, а дружба в беде и в совместной борьбе не нуждается в живописаниях. О ней просто нужно помнить, не стирая в памяти дорогих страниц.
Полякам и итальянцам было бы интересно прочитать работу грузинского автора.
 

 

НАШЕ ДОСЬЕ. ВЛАДИМИР ИЛЛЯШЕВИЧ

Писатель-прозаик Владимир ИлляшевичИзвестный русский писатель-прозаик, культуролог, режиссёр-документалист, в прошлом — журналист-международник.
Родился 18 февраля 1954 года (г. Таллинн).
Образование — высшее, окончил юридический факультет Тартуского государственного университета. В прошлом — журналист-международник, заведующий Эстонским отделением Агентства печати и новости (АПН), руководитель регионального корпункта АПН в странах Северной Европы, главный редактор газеты «Русский Телеграф» (Эстония). Проживает в Таллинне (Эстония).
Писатель-прозаик, публицист. Секретарь Правления Союза писателей России (СПР), председатель Эстонского отделения СПР; член Исполкома Международного сообщества писательских союзов (МСПС); председатель совета Международной литературной премии им. Ф.М. Достоевского; постоянный член совета Всемирного Русского Народного Собора; член правления Таллиннского объединения соотечественников Эстонии; главный редактор и издатель газеты «Мир Православия» (орган Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата); главный редактор международного художественно-литературного и публицистического журнала «Балтика».
Автор книг историко-литературных очерков и рассказов о связи культур Прибалтики и России, в том числе: «Эстляндские были», «Ревельский тракт», «Достоевский и Ревель», «Достоевский в Ревеле. Образы Великого инквизитора и другие» (на эст.языке), «Прибалтийцы на русской дипломатической службе», а также ряда книг художественной прозы (рассказы и новеллы), печатался в «толстых» журналах «Роман-журнал XXI век» (г.Москва), «Всерусский собор» (г.С.-Петербург), «Наш современник» (г.Москва), «Москва» (г.Москва), «Встреча» (г.Москва), «Форум» (г.Москва), «Балтика» (Таллин-Рига-Вильнюс), «Российская Федерация сегодня» (г.Москва) и других, а также в газетах «Российский писатель» и «Литературная газета».
Имеет общественные награды: диплом Международного кинофестиваля «Золотой Витязь» по номинации «Документальный телефильм» (фильм «Пробуждение», режиссер); медаль литературной премии имени К.Симонова (2000), «Большая Тютчевская серебряная медаль» (2003), Золотая медаль Сергия Радонежского I степени и орден Сергия Радонежского III степени.


  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Материалы на тему